Свайный фундамент является популярным по причинам значимого обновления современных технологий. Вместо технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь применяется метод с завинчиванием. Характерное свойство винтовых свай — не требуется производить масштабных земляных работ. Необходимо лишь лидерное бурение под сваи, без общей разработки почвы. При этом, можно бурить не на всю глубину погружения. Это выгодный способ возведения фундамента, набирающий востребованность в малоэтажном строительстве.

Специфика бурения под винтовые сваи

Винтовые сваи погружаются завинчиванием, в связи с этим их используют на однородных суглинках. Такая технология не применяется на каменистых грунтах. Бурение под этот вид свай возможно делать винтовым инструментом. Применяется ямобур. Он выполняет бурение ям с повышенной скоростью, сравнительно с традиционным оборудованием.

В отличие от бурового станка, ямобур смонтирован на стреле экскаватора. Для того, чтобы производить бурение под очередную сваю, не понадобится перемещать машину. Требуется лишь поменять положение стрелы экскаваторного ковша (где смонтирован механизм). Таким способом, возможно реализовать бурение десятков свай за день. Практически, расценка бурения скважин под сваи — это оплата смены экскаватора. Подобные модели техники обладают бульдозерным отвалом. Он применяется в целях снятия небольших слоев грунта под фундамент и подготовки подъездного пути.

Второй вариант ямобура устанавливается на грузовике, а не на тракторном или экскаваторном шасси. Таким образом снижается стоимость доставки. Технология идентична той, что используется на экскаваторах. Прибор закрепляется на конце стрелы и работает за счет гидродвигателя. Ось вращения получается вертикальной (для вертикального бурения). Шнековая конструкция дает возможность производить бурение без применения бурового раствора и воды, на сухую.

Основной недостаток ямобура — маленькая глубина бурения. Не более трех-четырех метров. Достоинство механизма на грузовике — чуть большая глубина. В этом форм-факторе глубина уже способна достигать пяти-шести метров. Грузовик дает возможность разместить более длинный шнек, сравнительно с трактором. Между тем, свайные фундаменты применяются на слабом грунте, где глубина погружения по стандартам требуется более шести метров. В таком случае применяется бурение классическими буровыми станками.

Бурение под сваи при помощи бурового станка

Под одно здание понадобится от нескольких десятков свай. Поэтому бурение под сваи рекомендуется проводить буровыми станками. Именно буровая установка для бурения свай помогает уменьшить необходимое время на перенос оборудования из одной точки в другую. Помимо автомобильного шасси применяют тракторное или экскаваторное. Станки без шасси малопригодны при бурении. Их очень долго перемещать на другое место.

Погружение свай для фундамента высотных зданий превышает 15 метров. На такую глубину ямобур не пройдет, нужна специализированная техника. В большинстве случаев применяются буровые станки на базе Урал, КамАЗ, ЗИЛ 131. Бурение может проводиться либо по-мокрому с постоянной подачей воды для вымывания раздробленной породы, либо шнековым инструментом с выбрасыванием шлама всухую.

Для свай очень важно соотношение длины (сумма высоты оголовка над землей и глубины погружения) и толщины. Когда данное соотношение нарушено, к примеру, свая очень длинная и тонкая, это ведет к серьезному превышению расхода материалов, а также к росту энергозатрат при работах. Буровые станки нужны для погружения свай на большие глубины (более пяти метров, которые даст простой ямобур), поэтому им необходим достаточно большой диаметр. Как например, под опоры мостов используются сваи с глубиной ориентировочно 15-20 метров и с диаметром около 600-700 миллиметров.

Ведущими на данный момент стали сваи шнекового бурения. Именно эта технология обеспечивает получение скважин достаточного диаметра с небольшими затратами. Ее преимущество — не потребуется присутствия на строительном объекте воды.

Заливные сваи

Главное отличие заливных свай от остальных — невозможность погружения сваи без скважины, которая бурится на всю длину. В итоге, бурение буронабивных свай, к примеру, можно сделать на 2/3 от необходимой глубины погружения, а остаток добить специальным оборудованием. С заливными сваями это не пройдет. Следует бурить на всю необходимую глубину погружения.

Заливные сваи — это отличный вариант для неоднородного грунта с камнями. Камни препятствуют погружению других видов свай, заливные же не потребуется погружать, они отливаются в пробуренной скважине. Их имеется возможность применять на любых почвах. С сегодняшней техникой бурения заливные сваи получатся дороже обычных, но не намного. Они вполне могут быть доступными для частного строительства. В результате, возможно выбрать наиболее подходящие способы бурения свай, в зависимости от имеющихся задач.

Для этого вида свай делается скважина большого диаметра, к примеру, 200-300 мм. В нее ставится каркас из арматуры, который затем заливают бетоном. Технологии позволяют отливать заливные сваи как единое целое с ростверком. Получается очень надежная конструкция с предельной прочностью. Данная схема находит использование в промышленном и инфраструктурном строительстве. Монолитные свайные фундаменты применяются для опор гидротехнических построек и мостов.

Заливка в скважины осуществляется в течение нескольких часов или дней после буровых работ. Как правило все это делают сразу. Оставлять пустые скважины на долгое время нельзя, они достаточно быстро могут осыпаться, особенно на неустойчивых грунтах. Допускается отливка и с ростверком, и без. Нередко заливку осуществляют в несколько стадий, так как для заливки свай потребуется одна техника, а для ростверка — уже другая.